Капризы и упрямство детей старшего дошкольного возраста

Упрямство –это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованности и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявление упрямства:

- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;

- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому «стоит на своем».

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такое проявление,  еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Капризы – это действия, которые лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!». Они вызываются слабостью ребенка и в  определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявление капризов:

- желание продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;

- в недовольстве, раздражительности, плаче;

- в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

 

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

Период упрямства и капризности начинается примерно в 18 месяцев.

Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в старшем возрасте – тоже явление вполне нормальное. Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз! Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат поведения родителей, которые во всем соглашаются, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия. 

 

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

Не предавайте большого значения упрямству и капризности.

Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что Вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушить своему ребенку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увезти.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребенку только это и нужно.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие маневры заинтересовывают капризулю и он успокаивается.

Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета». Спокойный тон общения, без раздражительности. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса. Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдет о гуманном отношении между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:   

  1. 1.    Нельзя хвалить за то, что:

 - достигнуто не своим трудом;

- не подлежит похвале (красота, сила, ум);

- из жалости или желания понравится.

2. Надо хвалить:

- за поступок , за свершившееся действие;

- начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения;

- очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже;

- уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого)

 

О наказаниях необходимо остановиться более подробно

 

Нельзя наказывать и ругать когда:

- ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема;

- когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;

- во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда Вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки);

- после физической или душевной травмы (пример: ребенок упал, Вы ругаете его за это, считая, что он виноват);

- когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и так далее, но очень старался;

- когда внутренние мотивы его поступка Вам не понятны;

- когда Вам самим не по себе.

7 правил наказания:

  1. Наказание не должно вредить здоровью.
  2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать. Пример: Вы не уверены, что проступок совершил именно Ваш ребенок, или Вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, то есть наказывать «на всякий случай» нельзя.
  3. За 1 проступок – одно наказание, нельзя припоминать старые грехи.
  4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. Надо наказывать и вскоре прощать.
  6. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. Ребенок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в Вашей семье.

02 Сентябрь 2015, 732 просмотра.